Как написать жалобу

куму жаловаться и как писать жалобу

Когда всё достало — пора пожаловаться

Оставим в стороне эмоции и не будем рассуждать — этично жаловаться или не этично. Вы выбираете стиль поведения для каждой ситуации индивидуально.

Раз уж решили жаловаться — надо написать жалобу так, чтобы получилось не эмоциональное письмо "как всё достало", а документ который позволит исправить сложившуюся ситуацию в Вашу пользу. Поэтому надо рассматривать жалобу как один из вариантов делового письма и требования к составлению жалобы применяются ничуть не меньшие, чем к остальной деловой переписке.

Кому жаловаться

Прежде всего надо определить правильного адресата, кому направлять жалобу. Ваше письмо должно попасть в руки человека, который не вовлечен в конфликт и который обладает достаточным влиянием, чтобы решить или изменить сложившуюся ситуацию.

Правильное попадание "в адресата" позволит избежать "перефутболивания" вашего письма или его "укорзинивания".

С чего начинать жалобу

Ваше письмо должно быть достаточно кратким и чётким. Желательно уложиться в два листа А4. Начинать жалобу надо с точной формулировки сути проблемы и перечисления всех действующих лиц, их должностей и документов. Стиль начала — как у любого информационного письма.

Не стоит начинать слишком эмоционально или занимать просительную или угрожающую позиции. Вы вовлечены в конфликт и переживаете его эмоционально, однако адресат вашей жалобы "не в теме" и ему важны факты, а не эмоции.

Аргументы и закон

Далее следует изложить Вашу аргументацию, почему Вы считаете сложившуюся ситуацию критической и привести список статей закона, договора или других документов, которые были на ваш взгляд нарушены или выполнены не полностью.


Сейчас наступает удобный момент для того, чтобы выразить вашу оценку ситуации и действий других лиц. Можете добавить описания вавших попыток решить проблему другими методами, если Вы таковые предпринимали. Еще раз отмечу, что описания должны быть точными и детальными (с указаниями номеров документов и т.п.), без лишних эмоций.

Миллион за моральный ущерб

Точнее сказать — "моральный вред", как это описывается в ст. 151 ГК РФ. Заканчивая жалобу вы можете изложить свои требования, т.е. описать как на Ваш взгляд должна быть решена сложившаяся ситуация. Обязательно приведите ссылки на статьи закона, которые подтверждают правомерность ваших требований. По возможности — укажите статьи, определяющие ответственность стороны к которой Вы аппелируете за неправомерные действия или бездействие.


Если Вы намерены требовать денежной компенсации за "моральный вред" советую точно определить меру требований.

Пост скриптум — З.Ы.

В завершении письма укажите, какие меры вы предпримете, если ваши требования не будут удовлетворены и в какие еще инстанции вы направили копии вашей жалобы.

Подпишите письмо. Укажите фамилию, имя и отчество, а также поставьте дату письма и вашу подпись.

Как подавать жалобу

Этот вопрос частично освещался в статьё о увольнении. Как и другие деловые письма жалобу следует принести или прислать в канцелярию или секретарю — лицам отвечающим за прием входящей корреспонденции.

Подавая жалобу, имейте при себе ее копию. Обязательно потребуйте четко указать на вашей копии фамилию и должность лица, принявшего у Вас жалобу и поставить дату приема жалобы и ее входящий номер.


Это нужно для того, чтобы ваша жалоба «не потерялась», а в случае задержки ответа, который должен быть дан в течение месяца, можно было не только выяснить, где находится в данный момент ваше письмо, но и предъявить претензии о нарушении порядка и сроков рассмотрения жалобы.

Не сдавайтесь!

Будьте настойчивы и уверены в своей правоте и Вы добьётесь успеха.