Офисные игры

развитие предприятия

Современная корпорация

— это успешный проект по выжиманию абсолютного максимума из оценки «четыре». Четко работающий механизм усреднения эффективно выбраковывает и никчемных лузеров, и уж слишком ярких персоналий, способных опасно расшатать лодку. В результате получается крепкий корпоративный монолит, результатом деятельности которого является продажа по всему миру достойных продуктов среднего качества достойным средним обывателям.

В заповедном, корпоративном лесу строго соблюдает следующие нехитрые заповеди

Задача данных правил — успешно нейтрализовать дурь, но в результате часто выплескивают с водой и ребенка — нестандартные ходы и прорывы интуиции. В существующем корпоративном механизме, где все делегируют ответственность и боятся принимать окончательные решения, гении не особо нужны
Свято следуй процедуре.
Обычно она настолько негибка или настолько запутана, что любой личный косяк можно списать на неукоснительное следование установленным правилам: «Я же все по правилам делал. Никакой отсебятины. Какие ко мне претензии?» Никогда не принимай никаких окончательных решений, делегируй ответственность дальше по цепочке, благо во всех больших корпорациях цепь принятия решений максимально растянута.
Не делай на своем уровне окончательных выводов из имеющейся в распоряжении корпорации аналитической информации. Объем ее огромен, и возможны различные интерпретации. Формируй вариативные гипотезы: «Все тщательно проанализировали. Так вот: может быть так, а, при другом раскладе, вот эдак». Пусть окончательные выводы делает кто-нибудь другой, находящийся на более высокой ступени корпоративной иерархии.
Всегда надежно прикрывай задницу: процесс всегда поощряем, результат при неблагоприятном стечении обстоятельств — наказуем. Будь всегда в процессе, развивай процесс, приумножай процесс: встречи, совещания, поездки по клиентам, тренинги, внутреннее планирование, новое видение внутреннего планирования, т.д. Для каждого последующего шага в процессе имей убедительный набор аргументов, почему приумножение процесса критически важно для достижения результата (к которому ты на самом деле совершенно не стремишься).
Кричи о лояльности на каждом углу и меняй компанию каждые три года. Придя в новую компанию, снова кричи о лояльности как о своей главной ценности. Излучай оптимизм и убедительно показывай начальству, как ты рад, что наконец-таки оказался в числе сотрудников лучшего игрока рынка. Медленно, но верно готовь почву, чтобы столь уже убедительно порадоваться и в следующий раз — на очередном новом месте.
Будь как все, плыви по течению, но имей дифференциацию в рамках мейнстрима (например, умение элегантно одеваться, вести непринужденную светскую беседу, говорить с умным видом банальности, проявлять в нужном месте и в нужное время эмпатию по отношению к коллегам, а лучше всего — к начальству). В корпоративном мире выше всего ценятся заурядные люди, ловко коммуницирующие свою псевдоиндивидуальность. Их обычно записывают в «креативные» и быстро продвигают. А люди с по-настоящему нестандартным мышлением в корпоративном мире, как правило, приживаются плохо.
Толерантно относись ко внутрикорпоративной бюрократической абсурдистике. Считай ее частью общего несовершенства мира, а не проявлением чьей-то злокозненности или личной недисциплинированности. Если будешь думать иначе, то быстро потеряешь мир в душе, а затем и сон и покой.

Практические рекомендации для работодателей

Сотрудников лучше всего искать по психологическим характеристикам в зависимости от типа предстоящего проекта и этапа развития компании. Советую ознакомится с работами Ицхака Адизеса — эксперта в области повышения эффективности ведения бизнеса, описавшего жизненный цикл компаний:
  • Ухаживание
  • Младенчество
  • Давай-давай
  • Юность
  • Расцвет
  • Стабильность (спад)
  • Аристократия
  • Охота на ведьм
  • Бюрократия
  • Смерть
Адизес рассматривает три типа сотрудников:
  • патриоты — "трудоголики"
  • нейтралы — "поработал и домой"
  • профессионалы — "дорого и качественно"
Для каждой компании и каждого проекта рекомендуется подбирать сотрудников того типа, который востребован на текущем этапе жизненного цикла. Описанные выше правила можно написать на стене при входе в любую "стабильную" компанию. Не надо воспринимать "офисный планктон" как паразитов — это правильные люди в нужное время в данном месте.